Монетизация тщеславия

Тщеславие, входящее, по версии РПЦ, в список греховных страстей, и излишнее богатство — один из смертных грехов XXI века, по версии Ватикана, часто сопутствуют друг другу. Книга о том, как делает деньги на грешниках медийная компания

 

Лейн Рэндалл. Нулевые, или Десять лет безумия Уолл-стрит глазами очевидца.

Автор описал историю обанкротившегося в 2008 году издательского дома Doubledown Media, который он основал вместе с биржевым брокером. Предполагается, что книга адресована в первую очередь людям, близким к финансовым рынкам, но по сути это кейс о том, как создавать СМИ, выстраивать отношения с акционерами, рекламодателями, читателями, ньюсмейкерами и мошенниками, которые всегда тянутся к удачливым. В этом основная ценность книги, хотя получить информацию о биржевых лжегуру, которые выступают с лекциями, в том числе и в России, тоже любопытно.

Первым и самым знаменитым изданием Doubledown Media стал журнал для биржевых игроков Trader Monthly, распространявшийся бесплатно. Его первый номер вышел с фотографией трейдера по прозвищу Храброе Сердце на обложке. Трейдер обогатился на трагедии 11 сентября 2001 года, играя на понижение фондового рынка. Эта фотография отражала миссию журнала — лицо с обложки должно привести читателя к мысли: либо это он сам, либо он должен стать таким.

Героями и читателями журнала сделались те, кого называют нуворишами, а также те, кто хотел бы превратиться в таковых. Одним из главных продуктов Trader Monthly был ежегодный рейтинг из сотни самых успешных трейдеров Америки — миллиардеров и мультимиллионеров, в короткие сроки сделавших состояния на бирже. Многие из них были тщеславны, а адекватные предложения потратить со вкусом деньги со стороны Trader Monthly воспринимали благожелательно.

Например, Trader Monthly обеспечивал заказами известного в США художника Питера Макса (доходы делились 40 на 60%). Макс предлагал миллиардеру Джону Полсону, получившему известность благодаря доходам от игры на понижение ипотечных облигаций в 2008 году (фонд Abacus), нарисовать его портрет за 35 тысяч долларов. Тот соглашался, после чего художник и его подмастерья создавали композицию из четырех портретов — полиптих. В 98% случаев заказчики покупали все четыре портрета за 140 тысяч долларов. Полсон тоже, кстати, купил, сбив цену до 110 тысяч. Как написал Рэндалл Лейн, теперь это был и бизнес Doubledown Media: Питер Макс нарисовал 14 человек из сотни успешных.

Стратегией акционеров издательства было превращение Doubledown Media в «компанию цифрового века с социальными сетями и высококачественными сайтами, заодно владеющую печатными журналами, а не наоборот». В 2007 году печатная реклама приносила 75% доходов, но главным активом были различные сообщества на базе журналов. «Наша база данных включала 400 тысяч самых влиятельных людей в мире, около 150 тысяч из которых активно подписывались на электронные бюллетени, приходили на мероприятия».

В 2008 году важнейшей областью медиабизнеса стали социальные сети, их капитализация превысила миллиард долларов. «Каждая из сетей мечтала о том, как ей со временем монетизировать активность членов своих сообществ через вечеринки, информационные бюллетени, конференции, то есть те вещи, которые Doubledown уже делала». Для этого понадобились деньги, которые могли дать инвесторы. Doubledown Media шла в ногу с финансовым миром: приобретала другие издания, создавала собственные, чтобы увеличить выручку и продать долю в компании какому-либо фонду. Фондов с деньгами, жгущими руки, тоже было немало. На тот момент капитализация медийных компаний оценивалась в размере 10–12-кратного годового дохода. В какое-то время Doubledown Media была готова поглотить журнал о роскоши Rob Report более чем за 200 млн долларов, но продавец передумал. Он захотел больше.

Первым рекламодателем Trader Monthly стала брокерская компания Refco (популярная в России и обанкротившаяся в 2005 году), владельцы готовились вывести ее на IPO и для повышения стоимости и статуса покупали рекламу. Годовой рекламный контракт с Trader Monthly был заключен на 360 тыс. долларов. В 2005 году выручка от продажи рекламы в одном номере Trader Monthly, который несмотря на название, выходил раз в два месяца, составляла 500 тыс.

Вообще, тема мошенничества и отказа сторон сделки от договоренностей проходит в книге красной линией. Небольшой эпизод: Trader Monthly организовывал чемпионат Wall Street по боксу. Спонсорством чемпионата заинтересовалось правительство островного государства Тёркс и Кайкос в Карибском море. С правительством заключили договор, премьер-министр лично обещал «завтра» перечислить деньги, но ни цента Doubledown Media не получила. Тёркс и Кайкос, недавно сбросившее с себя колониальные оковы, набрало кредитов для сотворения Карибской Ривьеры. Спонсорство чемпионата по боксу было необходимо для продажи недвижимости, но на него денег уже не осталось: в середине 2008 года кредиторы — британское правительство — обнаружили полную неплатежеспособность Тёркс и Кайкос.

Обилие таких вот историй-гешефтов вызывает симпатию к автору, но причина банкротства по сути благополучной компании, как представляется, лежит все же в иной плоскости. В повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» директор института НИИЧАВО Янус Полуэктович Невструев существовал одновременно в двух лицах: А-Янус (администратор) и У-Янус (ученый). Это был один человек в двух физических воплощениях. Как так получилось, в повести не говорится, но, вероятно, когда-то единому Янусу Полуэктовичу удалось разорваться пополам, чтобы одновременно заниматься очень и очень разной деятельностью. А Рэндалл Лейн занимался одновременно и творческими вопросами, и финансовыми.

Лейн Рэндалл. Нулевые, или Десять лет безумия Уолл-стрит глазами очевидца. — М.: Альпина бизнес букc, 2011. — 350 с. Тираж 3000 экз.

Автор: Константин Илющенко 

Опубликовано в журнале «Эксперт» №10 (793) / 12 марта 2012 года

Метки текущей записи:

 
Статья прочитана 2322 раз(a).
 

Статьи из рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

Архивы

Коллеги

Читать Algoritmus

Контакты